АГН «МОСКВА» Законодательные инициативы, направленные на совершенствование системы лицензирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами (МКД), обсуждались на круглом столе, который провела первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова. Открывая заседание, она отметила, что система лицензирования управляющих организаций (УО) была введена с 2014 года и сейчас на основе накопленного практического опыта идет ее обновление: в текущем году были законодательно изменены лицензионные требования к УО и закреплены единые требования по отчетности перед собственниками МКД, упразднены региональные лицензионные комиссии.
Проведенный СФ в ходе подготовки к круглому столу мониторинг практики субъектов РФ по заявленной теме показал, на что следует обратить внимание при разработке подзаконных актов, чтобы не допускать в эту сферу недобросовестных или некомпетентных предпринимателей. Одним из ключевых моментов была названа необходимость получения лицензирующим органом максимально полной информации о соответствии соискателя лицензии установленным нормам. Также важно получение сведений об учредителях и участниках юридического лица, претендующего на получение или продление лицензии. Кроме того, сенатор обратила внимание на идеи, связанные с законодательным закреплением увеличения минимального размера уставного капитала для соискателей лицензии и запрет на ее повторное получение для внесенных в реестр недобросовестных поставщиков услуг.
Новые обязанности управляющих организаций
Большое внимание участники заседания уделили Федеральному закону от 15.10.2025 №375-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Согласно этому закону, который вступит в силу с 1 сентября 2026 года, решение о предоставлении лицензии на управление МКД принимает самостоятельно орган госжилнадзора. Документ предусматривает для УО сокращение срока выдачи лицензии и формирование единого федерального реестра квалификационных аттестатов. При этом соискатели должны соответствовать правительственным требованиям к персоналу и материально-техническому оснащению.
О работе над новыми требованиями участникам заседания рассказал директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Александр Федяков. Он отметил, что федеральный закон №375-ФЗ устанавливает дополнительные требования к составу и квалификации персонала лицензиатов и соискателей лицензии, а также к их материально-техническому обеспечению, и сейчас очень важно принять соответствующие закону нормативно-правые акты.
Эта работа проводится согласно плану-графику и должна завершиться в I полугодии 2026 года. В качестве дополнительного рассматривается требование наличия в штате УО технического специалиста. Даже если УО не выполняет работы своими силами, а действует путем привлечения подрядных организаций, работу подрядчиков должны принять сотрудники управляющей организации. Также рассматривается вопрос, связанный с наличием у УО аварийно-диспетчерской службы. Александр Федяков отметил, что это лицензионное требование может быть выполнено не обязательно путем создания такой службы в структуре УО, а значит, соответствующая служба может быть подрядной организацией. Подчеркнув, что ненадлежащее качество работы УО ведет к ухудшению технического состояния МКД, директор Департамента развития ЖКХ Минстроя России заявил, что исполнение новых требований к персоналу и материально-техническому обеспечению УО позволит не допустить таких негативных последствий.
Существенное дополнение сделал заместитель директора Департамента развития ЖКХ Минстроя России Дмитрий Нифонтов. Отвечая на вопрос сенаторов о том, нельзя ли ускорить работу над документом, он рассказал, чем руководствуется ведомство при выборе требований, которые должны быть в нем изложены. С одной стороны, необходимо выбрать такие требования, которые не создадут непосильной и ненужной нагрузки на УО, а с другой, сделать так, чтобы эти требования были достаточны для того, чтобы их соблюдение обеспечило надлежащее качество работ и услуг. С этой целью Минстрой ведет большую работу с экспертным сообществом по формированию перечня таких требований, после чего они будут проверены на соответствие действующему законодательству. Сложность согласительных процедур связана с социальной значимостью сферы ЖКХ, и любое требование, предполагающее дополнительные расходы, влечет за собой увеличение размера платы за содержание для собственников. Поэтому, чтобы не допустить необоснованного увеличения платы и при этом обеспечить надлежащее качество работ и услуг, Минстрой подходит к решению этого вопроса внимательно и осторожно.
Участники дискуссии высказали немало ценных предложений по совершенствованию работы. В частности, предлагалось запретить замещение руководящей должности одним и тем же лицом в двух и более организациях, осуществляющих управление МКД. Было также предложено сделать обязательным наличие у соискателя лицензии действующего договора страхования гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.
Контроль станет совершеннее
На заседании также шла речь о реализации Федерального закона от 07.06.2025 №125-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статьи 19 и 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 1 сентября 2025 года. Им введена обязанность лиц, осуществляющих управление МКД, предоставлять собственникам помещений в МКД и размещать в ГИС ЖКХ отчет об управлении МКД за предыдущий год в течение I квартала следующего года. Минстрой России совместно с отраслевым сообществом подготовил приказ по утверждению формы отчета о деятельности по управлению МКД.
Кроме того, Минстрой России вместе с оператором информационной системы дорабатывает технический функционал ГИС ЖКХ с целью автоматизации заполнения отдельных показателей в отчете. По мнению Александра Федякова, реализация закона №125-ФЗ позволит повысить прозрачность деятельности лиц, осуществляющих управление МКД, а также увеличить информированность собственников помещений в МКД о выполняемых работах и предоставляемых услугах. Кроме того, по словам Александра Федякова, Минстрой России прорабатывает вопрос, связанный с исключением дублирования предмета жилищного контроля посредством упразднения соответствующих полномочий органов местного самоуправления и закрепления модели государственного жилищного контроля органами государственного жилищного надзора субъектов РФ в отношении жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности. Речь идет о законопроекте №958050-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части исключения дублирования объекта и предмета контроля (надзора) между осуществляющими его органами различных уровней публичной власти в сфере управления МКД). «Вводимое правовое регулирование позволит повысить эффективность контроля в жилищной сфере за счет концентрации контрольно-надзорных полномочий у одного субъекта, унифицировать подходы контрольно-надзорной деятельности, а также снять избыточную контрольно-надзорную нагрузку», — считает Александр Федяков.
Галина КАРЕЛОВА, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
«Совместными усилиями мы должны разработать и ускорить принятие единых современных стандартов и соответствующего контроля, которые повысят эффективность системы жилищно-коммунального хозяйства»