Маршрутный лист для специалистов: подготовлены предложения по совершенствованию НОК

duma.gov.ru Во вторник в Москве состоялся круглый стол, темой которого стал анализ результатов применения независимой оценки квалификации (НОК) специалистов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, а также в сфере ЖКХ.

Глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов напомнил, что с 1 сентября 2022 года НОК в сфере изысканий, в проектировании и строительстве стала обязательной, однако многие строители по-прежнему работают «не по проекту», а сами проекты часто оторваны от реальности, из-за чего цена стройки растет, а последующая эксплуатация с первых же дней ложится тяжким бременем на пользователей. «Существенного улучшения ситуации с качеством проектирования и строительства пока не наблюдается, что свидетельствует о необходимости продолжения работы по совершенствованию механизмов оценки», — констатировал Сергей Пахомов.

В сфере ЖКХ, по его мнению, особое внимание следует уделить решению проблем, связанных с некачественным управлением многоквартирными домами (МКД). Действующая система аттестации специалистов, отвечающих за эксплуатацию и обслуживание зданий, требует качественной переработки. Разовый экзамен по вопросам, которые десятилетиями лежат в открытом доступе, отсутствие требования по периодическому подтверждению знаний и полное отсутствие требований к председателям ТСЖ — все это критически снижает эффективность любого хорошего начинания в отрасли.

В этой связи прорабатывается вопрос о внедрении системы независимой оценки квалификации для ключевых специалистов управляющих организаций и региональных операторов капремонта. «Законодательные инициативы разрабатываются Комиссией РСПП по ЖКХ на протяжении двух лет, недавно этот вопрос я обсуждал с президентом РСПП Александром Шохиным», — сообщил Сергей Пахомов.

Вместе с тем, он считает, что торопиться с принятием решений, вносящих коррективы в применение НОК, законодателям не следует, а прежде всего необходимо всесторонне проанализировать результаты экспертиз в сфере изысканий, проектирования и строительства, а также в ЖКХ.

Наперегонки с прогрессом

Выступивший следом заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Муценек отметил, что одна из проблем, которая решалась при внедрении НОК в строительстве, заключалась в установлении требований к специалистам, которые подписывают ключевые документы, удостоверяющие безопасность объекта. До внедрения НОК специалисты должны были проходить профессиональную подготовку и иметь соответствующую квалификацию, но производственные процессы в стройотрасли постоянно меняются, что-то устаревает, появляется много нового. Поэтому стало ясно: профессионалы, закончившие обучение 5-10 лет назад, зачастую не обладают необходимой подготовкой. Тогда был использован механизм НОК, открыто 133 центра оценки — и уже более 200 тыс. специалистов сдали в них экзамены (в том числе больше 40 тыс. в 2025 году). «Главное в действующей системе — раз в пять лет специалист должен подтвердить соответствие текущему уровню квалификации», — сказал замминистра.

Важно, чтобы все экзамены проходили качественно, их результаты были достоверны. Такая работа ведется, в ответ на попытки подтасовок совершенствуются методы борьбы с ними. Еще одна нерешенная проблема — бизнес механизмы НОК пока воспринимает как дополнительную нагрузку, и часть жалоб от предпринимателей совершенно необоснованна, так как очевидно, что организация, в которой нет хотя бы двух квалифицированных человек, не может претендовать на серьезные подряды. Также недопустимо, когда требования НОК предприниматели пытаются обойти путем заключения договоров с субподрядными организациями.

Отладка механизма

Об опыте внедрения НОК подробно рассказал глава НОСТРОЙ Антон Глушков. Он отметил, что в строительстве создана и функционирует необходимая материально-техническая инфраструктура для оценки квалификации. Действующим на базе НОСТРОЙ СПК разработаны отраслевые рамки квалификации (для рабочих и инженерно-технических работников), на их основе утвержден приказами Минтруда России 71 профстандарт по строительным профессиям, сформированы соответствующие квалификации, к ним разработаны оценочные средства. Так, по квалификации «Главный инженер проекта (специалист по организации строительства) 7 уровень квалификации» разработано свыше 700 экзаменационных заданий, которые регулярно актуализируются с учетом изменения нормативно-правовой базы. Для проведения НОК по инициативе НОСТРОЙ разработана цифровая платформа, позволяющая централизованно проводить экзамен из любой географической точки, исключив при этом возможность манипуляции результатами за счет применения системы прокторинга.

Сегодня полномочиями по проведению НОК по профстандарту «Специалист по организации строительства» наделены 75 ЦОК и 174 ЭЦ в 78 регионах и 1 ЭЦ в Белоруссии.

Проведено порядка 164 тыс. экзаменов, около 140 тыс. специалистов (85%) подтвердили квалификацию, более 22 тыс. прошли экзамен неудовлетворительно и получили лишь заключения о прохождении экзамена. В нацреестр на данный момент включены сведения о более чем 263 тыс. специалистов — им необходимо будет пройти НОК (исключено из реестра в связи с непредоставлением НОК более 40 тыс. человек).

Антон Глушков отметил, что многие занимающиеся строительной деятельностью получали образование давно, они не обладают современными знаниями и не соответствуют занимаемым должностям, поэтому, подписывая документы, зачастую не отдают себе отчета в потенциальных последствиях своих действий. Второй проблемный момент — надежность оценочных критериев. НОСТРОЙ занимается этой деятельностью 2,5 года. Как показывает опыт, оценочные средства должны постоянно обновляться. Антон Глушков также сообщил, что в НОСТРОЙ в рамках реализации положений закона №309-ФЗ решили, что следует расширить требования к наличию в стройорганизациях специалистов с разной квалификацией: «Как можно реализовать объемные проекты без сметчиков? Поэтому мы начали вести реестр сметчиков».

Президент НОСТРОЙ также затронул вопросы качества подготовки стройдокументации, внедрения цифровых решений. По его мнению, предложенные нацобъединением меры и изменения в законодательстве позволят создать действенный механизм, обеспечивающий повышение качества и безопасности на объектах капитального строительства. В результате удастся снизить риски неисполнения государственных и муниципальных контрактов в строительстве.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.